Новости

06.12.2009 Шаг доброй воли (Цюрихские протоколы как элемент модели Алиева)

Главная » Архив статей » 06.12.2009 Шаг доброй воли (Цюрихские протоколы как элемент модели Алиева)

С начала 80-х годов процесс моделирования военно-политических кризисов в ситуационных и разведывательных центрах крупных мировых держав (США, Англия, Франция, СССР) приобретает наибольшую востребованность. Все политические решения рассматриваются на базе разработанных моделей через призму урегулирования конфликта в целом, с учетом национальных интересов в долгосрочной перспективе. Становление постсоветского Азербайджана совпало с началом радикальных изменений геополитической структуры мира.

Объявив 18 октября 1991 г. о своей независимости, Азербайджан выступил как светское государство, основанное на принципах демократии, межнационального равенства всех граждан, политического плюрализма, либеральной экономики. Однако Азербайджану был навязан серьезный военно-политический конфликт. С осени 1991 г. в Нагорном Карабахе начались непосредственные военные столкновения. Непрофессионализм первых руководителей суверенного Азербайджана привел страну к политическому кризису, результатом чего стал полный развал всей системы управления. Простых решений в данной ситуации быть не может. И это прекрасно понимал опытнейший политик Гейдар Алиев, возглавивший Азербайджан в 1993 г.

Им была разработана модель выхода страны из военно-политического кризиса, которая в дипломатических кулуарах сегодня называется «моделью Алиева».

Каждый конфликт уникален, и для каждого применяются особые технологии урегулирования. Структура урегулирования военно-политических конфликтов представляется в виде четко выверенных стратегии и тактики, принятия политических решений в экстремальных ситуациях, информационной политики в кризисный период, минимизации потерь. Строительство модели Гейдаром Алиевым начинается с1993 г. Турция в знак протеста оккупации азербайджанских территорий закрывает государственную границу с Арменией.

В 1994 г., понимая военное превосходство противника (азербайджанская армия состояла из ополченцев), ему удается приостановить военные действия на линии фронта, что остановило наступление армянских войск в северном направлении и спасло от захвата Гянджу. Сами договоренности о прекращении огня уникальны, прекращение огня поддерживается без развода сил сторон от линии их соприкосновения, нет нейтральной полосы и буферной зоны, где размещают миротворцев третьих стран, как это было в Грузии и в дальнейшем имело свои последствия. Устойчивое прекращение огня поддерживается в условиях повышенной опасности возобновления военных действий, является составной частью «модели Алиева». Учитывая данный факт, сегодня Азербайджан оставляет за собой право в случае провала мирных переговоров восстановить свою территориальную целостность военным путем.

Получив передышку на фронте, Алиев начинает процесс государственного строительства, приступает к разработке внешнеполитического курса Азербайджана. Ему удается прорвать информационную блокаду на Западе относительно подлинных истоков событий в Карабахе, нейтрализовать антиазербайджанские настроения в ведущих мировых державах, восстановить нормальные отношения с Россией по всем направлениям, прерванным ранее. Понимая, что без развития экономического потенциала и усиления экономической мощи страны все переговоры с армянами будут безрезультатны, азербайджанский руководитель активно использует «нефтяную дипломатию» для поступательного развития страны, а также блокирует участие Армении в крупных региональных проектах, тем самым подрывая экономический потенциал армянского государства. Результаты экономического блока «модели» уже очевидны, Армения - дотационное государство, отстраненное от всех экономических проектов в регионе, а Азербайджан - самая крупная и устойчивая экономика в регионе. Сегодня уже существует большой разрыв в военном, экономическом потенциале Азербайджана и Армении, Азербайджан - лидер региона, и без учета его интересов принятие каких-либо политических решений в регионе просто невозможно. И на основе уже этих новых реалий, что было составляющей частью «модели», идут переговоры в последние годы.

Но в октябре 2009 г., после подписания протоколов о нормализации двусторонних отношений между Турцией и Арменией, многие эксперты в один голос заявили о том, что армянам удалось расшатать основы «модели» Алиева, и конструкция, выстроенная им, на грани развала.

Но есть и другой взгляд - процесс перешел в завершающую стадию, ведь конечной целью решения проблемы было нахождение развязки, способствующей установлению мира и добрососедства «без победителей и побежденных». Если политика Эрдогана не является частью «модели», то ситуация не имеет никакого объяснения, идти на соглашение, когда вопрос «геноцида» и судьба Нагорного Карабаха находятся в подвешенном состоянии, нелогично и неконструктивно. Эрдоган не стал бы вводить Турцию в зону относительной политической турбулентности, зная мощь оппозиционного ресурса своей страны, а самое главное - «особое мнение» турецких военных. Кроме того - сегодня это видно уже невооруженным глазом, - и в Армении, и в Азербайджане власть начала активную подготовку общества к компромиссам в вопросе двусторонних взаимоотношений. Официальный Ереван утверждает, что связи между турецким и армянским сближением и конфликтом в Нагорном Карабахе нет, ссылаясь на подписанные документы. Понятно одно - не все так просто, как это хотят показать в Ереване, что является частью внутренней политики. Подписание протоколов является политическим ходом со стороны Турции, чтобы дать возможность армянскому руководству сохранить свое лицо перед своим народом, который годами вводили в заблуждение националистической идеологией.

Все мировое сообщество ждет от армянского руководства ответных шагов в деле установления мира в регионе, что должно быть освобождением первых пяти оккупированных азербайджанских районов. Это создаст условия для повышения доверия между сторонами, а также даст старт развитию отношений добрососедства, нормализации экономических связей, разблокированию транспортных и иных коммуникаций. Под давлением консолидированной позиции внешних игроков армянское правительство должно начать принимать решение. Статус кво сегодня не устраивает не только Азербайджан, но уже и мировое сообщество.

Изучая «модель Алиева», начинаешь невольно задумываться, что кризис можно не только регулировать, но и получать из него импульс для дальнейшего развития.



Самые читаемые статьи

16.03.2016 Сотрудничество между Россией и Азербайджаном вызывает серьезную озабоченность...

А.Нагиев для www.vzglyad.az


16.03.2016 Нагиев: дружба Азербайджана и Турции имеет прочный фундамент

Баку,16марта-SPUTNIK


11.03.2016 Площадка Бакинского форума - уникальная возможность для диалога о мире

Взгляд из Москвы




Аналитика

09.03.2016 Нагиев: военные маневры России на Каспии не угрожают Азербайджану

Баку,9 марта - SPUTNIK


24.04.2014 В Украинском вопросе Азербайджан проводит достаточно грамотную политику

Интервью Взгляд.аз с Директором Фонда «Конструктивная политика», российским политологом Абдулом Нагиевым


05.03.2013 Персидские мотивы в азербайджанской внешней политике
В нестабильном южнокавказском регионе


Нагиев Абдул Шахович.

Директор  ФКП.

Закончил финансовый факультет Государственного экономического института, по специальности "Финансы и кредит" и Международный институт управления   по специальности "Государственное строительство и право".

Политической и экономической аналитикой занимается с 1999г. Работал в различных исследовательских
структурах. 

Специалист по непубличной политике, структуре государственной власти, политическим рискам, экономическим интересам политических групп. Пытается найти экономическое в политическом и политическое в экономическом.

подробнее...
Создание сайтов в студии Мегагруп
Rambler's Top100