Новости

25.05.2010 Выборы без мадридских принципов

Главная » Архив статей » 25.05.2010 Выборы без мадридских принципов

В воскресенье, 23 мая в Нагорном Карабахе прошли выборы в парламент непризнанной республики. В день голосования туда прибыли 110 наблюдателей из разных стран, однако без официального статуса от своих правительств и организаций. Выборы вызвали резкую реакцию у стран региона и государств, заинтересованных в урегулировании на Южном Кавказе. Баку назвал эти выборы нелегитимными и нарушающими международное право. С подтверждением территориальной целостности Азербайджана выступили Россия и Турция, ЕС выпустил обращение с непризнанием самих выборов, а Европарламент накануне в своей резолюции призвал Армению вывести свои войска из оккупированных азербайджанских районов. 

"Вестник Кавказа" провел экспертный опрос с целью прояснить у специалистов-политологов то, как повлияют выборы в Карабахе на мирные переговоры между Азербайджаном и Арменией, ведущиеся при посредничестве Минской группы ОБСЕ, и что вообще ждет так называемые мадридские принципы, предложенные посредниками сторонам конфликта. В дискуссии принимают участие руководитель Центра кавказоведения при РГГУ Исмаил Агакишиев, эксперт ИАЦ МГУ Тигран Манасян, директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко, независимый эксперт Станислав Притчин. 


Как на ваш взгляд парламентские выборы в Нагорном Карабахе повлияют на переговорный процесс между Азербайджаном и Арменией? 

Исмаил Агакишиев: Я полагаю, что существенного влияния прошедшие выборы на переговорный процесс оказать не могут. Причина достаточно проста – законность этих выборов не признала ни одна страна в мире. Нагорный Карабах не признан даже самой Арменией. Посему выборы носят скорее формальный, локальный характер для той территории, где это население проживает, однако юридической силы из-за непризнанности все эти действия и образованные таким образом органы управления не имеют. 

Тигран Манасян: На выборах в Нагорном Карабахе победила проправительственная партия "Свободная Армения", поэтому пересмотра позиций по внутренним и внешним вопросам не предполагается. Если прогресс на переговорах какой-то и наметится, то он будет носить общий характер, обговоренный со всеми участниками мирного процесса, в том числе и посредниками из Минской группы ОБСЕ. Оценивая в критериях, позитивно или негативно отразится на переговорном процессе, то полагаю, что прошедшие выборы никак не повлияют на него. 

Евгений Минченко: Полагаю, выборы в Нагорном Карабахе могут оказать влияние на мирный переговорный процесс. Ведь такого рода кампании, как и в любой другой непризнанной территории, проводятся с целью легитимации их статуса. Нагорный Карабах стремится к независимости от Азербайджана и проводил выборы, в том числе и для доказательности своей состоятельности в этом вопросе. Баку крайне негативно относится к таким действиям властей в Нагорном Карабахе и жестко отреагировал на этот факт. По цепочке это недовольство дойдет и до переговорного процесса. 

Стас Притчин: Выборы в непризнанном Нагорном Карабахе также оказались вне зоны внимания наблюдателей. Практически все из прибывших на голосование, приехали неофициально. Поэтому, исходя из этих условностей выборов, никаких препятствий и проблем для мирного процесса быть не должно. Даже трудно себе представить, что это каким-то образом может повлиять. Азербайджан не воспринимает правительство Карабаха как участника переговорного процесса. Самопровозглашенная Нагорно-Карабахская республика не является признанной ни в одной страной в мире, в том числе и Армении и внутренние процессы в Карабахе, не являющемся юридическим субъектом международного права, не могут повлиять на мирный процесс переговоров между Азербайджаном и Арменией. 


Посредники из Минской группы ОБСЕ вместе со сторонами выработали так называемые мадридские принципы. Насколько, на ваш взгляд, они соответствуют духу достижения долгосрочного мира в регионе, и почему до сих пор нет ответа на них от Армении? 

Исмаил Агакишиев: Проблема Нагорного Карабаха вот уже 20 лет не находит своего решения. Два десятилетия назад она была надумана и навязана извне. И до наших дней сохраняются силы, которые не заинтересованы в решении вопроса и чинят препятствия процессу. Среди них можно назвать и некоторые государства, которым удобно держать регион в подвешенном состоянии, иметь рычаги давления, как на Азербайджан, так и на Армению. Это в том числе и силы, которые на волне конфликта пришли к власти, как в Нагорном Карабахе, так и Республике Армения. Они в априори не могут быть заинтересованы в решении этого вопроса и идти на компромиссы, поскольку весь мир признает, что эти территории принадлежат Азербайджану. Признание самого факта приведет к тому, что эти политические группировки потеряют тот рычаг, благодаря которому они оказались у власти, приносящей им большие экономические выгоды. Пока сохраняются такие силы, решение вопроса будет всегда затруднено. Прогресс может произойти только в том случае, если в Армении во власть придут политики реально заинтересованные в решении этого вопроса, ставящие интересы армянского народа выше собственных амбиций, понимающие, что только в мире с соседями и экономической интеграции региона можно построить по-настоящему независимое армянское государство. Независимое от манипуляций и досужих мнений диаспоры, оторванной от действительности. 

Добрососедство должно определять политику на Южном Кавказе. Вражда между соседями не приносит ничего хорошего, тем более в таком сложном регионе, как Кавказ. Есть поговорка, "близкий сосед всегда лучше дальнего родственника". Армянская диаспора в немалом количестве напоминает богатого дальнего родственника, который указывает своей исторической родине, что делать и оказывает некоторую финансовую поддержку, но ее интересы никак не перекликаются с интересами самих жителей Армении, которые находятся в иной реалии. 

Извне приносятся утверждения о необходимом и обязательном признании геноцида армян со стороны Османской Турции, требования возвращения турецких земель в Восточной Анатолии, а также сохранения карабахских земель в составе Армении. В результате возникает разрыв и конфликт интересов, который во многом и объясняет тот экономический упадок и региональную изолированность Еревана. Люди массово покидают Армению и Нагорный Карабах в поисках лучшей жизни. Если же мы взглянем на логику развития Южного Кавказа последнего десятилетия, то очевидно, что имеющийся прогресс достигнут благодаря сотрудничеству и добрососедству. Если Армения разделит понятия собственных интересов и интересов далекой диаспоры и подключится к региональному взаимодействию, то уровень жизни населения возрастет многократно. Путь к такому будущему лежит через разрешение конфликтных вопросов с соседями. 

Мадридские принципы, как базовая схема решения вопроса как раз указывают дорогу к такому добрососедству. А Армения сохраняет свое молчание по их оценке именно в силу высказанных мною выше доводов. 

Тигран Манасян: Что касается мадридских принципов, то здесь надо отметить, что Армения имеет ряд сомнений относительно лишь некоторых положений базовых пунктов. Впрочем, такие же оговорки делает и Азербайджан, формально заявляя об их полном принятии. Мадридские принципы полностью не устраивают обе страны. Это естественно, поскольку все не может нравиться абсолютно. Реально сформулированные принципы могут стать очень хорошей основой для дальнейшего прорыва в данном направлении. Но для того, чтобы этот прорыв произошел, необходимо постоянно, не только на уровне президентов, но и на уровне экспертов вести дискуссии на постоянной основе. И в результате обсуждений они должны придти к некоему общему выводу по этому вопросу. Пока этого не происходит. В регионе была война, конфликт тлеет до сих пор, потому для достижения консенсуса обе стороны должны проявить уступчивость и склонность к компромиссам. На мой взгляд, они сводится к следующей формуле – Армения в обязательном порядке возвращает семь районов Азербайджану, а Баку признает независимость Нагорного Карабаха. Иначе, я полагаю, вариантов решения вопроса просто не существует, и война будет продолжаться бесконечно. 

Евгений Минченко: Мадридские принципы могли бы стать основой для соглашения между сторонами в ближайшие годы, но прежде их надо закрепить в конкретном документе. Армению же устраивает статус-кво, и она контролирует территории. Кроме того, начался достаточно продуктивный диалог с Турцией. В этом смысле Армении некуда торопится. Это, скорее, Азербайджан как заинтересованная сторона должен ускорять переговорный процесс, а армянам спешить некуда. 

Стас Притчин: С точки зрения стратегического урегулирования конфликтной ситуации мадридские принципы - самый верный и единственный ход развития событий, который возможен. Но учитывая то, что в этой ситуации на уступки надо идти, прежде всего, Армении, то понятно, почему в Ереване держат паузу, затягивают с ответом. Хотя изначально, когда были озвучены эти принципы, на словах была высказана поддержка этому "продукту" Минской группы ОБСЕ. Армении выгоден сам переговорный процесс, а конкретная же реализация их невыгодна. В Ереване пока не готовы сделать первые предметные шаги для урегулирования конфликта.

 

Источник: vestikavkaza.ru



Самые читаемые статьи

16.03.2016 Сотрудничество между Россией и Азербайджаном вызывает серьезную озабоченность...

А.Нагиев для www.vzglyad.az


16.03.2016 Нагиев: дружба Азербайджана и Турции имеет прочный фундамент

Баку,16марта-SPUTNIK


11.03.2016 Площадка Бакинского форума - уникальная возможность для диалога о мире

Взгляд из Москвы




Аналитика

09.03.2016 Нагиев: военные маневры России на Каспии не угрожают Азербайджану

Баку,9 марта - SPUTNIK


24.04.2014 В Украинском вопросе Азербайджан проводит достаточно грамотную политику

Интервью Взгляд.аз с Директором Фонда «Конструктивная политика», российским политологом Абдулом Нагиевым


05.03.2013 Персидские мотивы в азербайджанской внешней политике
В нестабильном южнокавказском регионе


Нагиев Абдул Шахович.

Директор  ФКП.

Закончил финансовый факультет Государственного экономического института, по специальности "Финансы и кредит" и Международный институт управления   по специальности "Государственное строительство и право".

Политической и экономической аналитикой занимается с 1999г. Работал в различных исследовательских
структурах. 

Специалист по непубличной политике, структуре государственной власти, политическим рискам, экономическим интересам политических групп. Пытается найти экономическое в политическом и политическое в экономическом.

подробнее...
Создание сайтов в студии Мегагруп
Rambler's Top100