Новости

27.10.2009 Исламская безграмотность как вопрос национальной безопасности

Главная » Архив статей » 27.10.2009 Исламская безграмотность как вопрос национальной безопасности

или Размышления на тему государства и религии

В общественно-политической жизни Азербайджана, как крупнейшей страны Южного Кавказа, обладающей большим производственным и интеллектуальным потенциалом, все более заметную роль стала играть религия. Будучи фактором формирования общественного сознания и поведенческих стереотипов, религия, в частности, ислам (ввиду исповедования абсолютного большинства населения ислама) оказывает существенное воздействие и на ход политических событий.

Безусловно, ситуация в разных регионах Азербайджана имеет свои особенности, и это вполне естественно, поскольку сложившиеся в течение многих веков местные традиции проецируются в современные процессы и вносят свои корректировки в общую ситуацию возрождения ислама.

Так, спустя более десяти лет после начала мусульманского возрождения уже можно наметить некоторые тенденции, особенности и приоритеты этого явления, обозначить его плодотворные проявления, а также и негативные моменты, которые, абсолютизируя различные стороны этого процесса, способствуют возникновению чуждых для исламского общества мировоззренческих установок. А это в свою очередь выступает основой для возникновения конфликтов.

Сегодня очевидно одно: большинство мусульман Азербайджана, мягко говоря, не очень разбираются в богословских и юридических тонкостях шариата, тогда как их проповедь радикальных идей находит поддержку среди верующих. По большому счету те, кого называют "идеологическими радикалами", серьезной опасности не представляют. Просто с ними нужно разговаривать на их же языке. На любой аргумент, приведенный "радикалом", знающий человек может привести контраргумент, опирающийся на Коран и Сунну. А для тех, кто, прикрываясь религией, осуществляют неправомерные действия, существуют статьи Уголовного кодекса страны.

Другое дело, что ввиду отсутствия подготовленных кадров и низкого уровня конфессиональных знаний общество просто не готово к такого рода дискуссиям. Сегодня уже очевидно, что государство должно вкладываться в долгосрочную перспективу, в подготовку интеллектуальных ресурсов, в частности, профессионалов-исламоведов.

Изучение ислама как государственная необходимость

Не существует механизма, с помощью которого мусульманам можно было бы навязать единомыслие по всем вопросам религии. Мир ислама разнообразен и в этом - сила ислама. Сегодня ярко бросается в глаза следующее: между тем, что желает для мусульман ислам, и тем, чего сами они хотят получить (за малым исключением), существует огромная разница. Главным же союзником радикальных проповедников является низкий уровень религиозных знаний в обществе. Следует особо отметить, что духовенство ведет себя в такой ситуации более чем пассивно. Вместо того чтобы устроить открытую полемику с теми, кого называют радикалами, они ограничиваются общей критикой, основанной на эмоциях и лозунгах.

Отсюда можно прийти к выводу, что, пока государство не станет готовить высококвалифицированных кадров-исламоведов, многие вопросы общегосударственной важности будут решаться дилетантами в статусе чиновников и экспертов по исламу, которые в большинстве своем занимаются словесной эквилибристикой, тем самым вводя общество в заблуждение. Еще больше устрашает то, что многие наши граждане, включая и соотечественников, получают недостоверную информацию об исламе у неграмотных проповедников. Происходит это, к примеру, во время посещения похоронных мероприятий, где в основном проходит обмен мнениями по вопросам религии между мусульманами. Также сегодня очевидно, что в жизнь азербайджанского общества активно проникает "модернизм", вызывая острую критику у радикального мусульманского общества, в то время как возврат к фундаментализму утверждается в самых различных мусульманских кругах и чаще всего достаточно устойчиво. Модернизм и фундаментализм являются радикальными решениями, и государство обязано помочь своим гражданам, используя все имеющие у него в арсенале возможности, обойти эти острые углы. Самым ярким примером подобной ситуации была революция, положившая конец шахскому режиму в Иране, и установление исламской республики (февраль 1979 г.). И это произошло в стране с достаточно высокими экономическими показателями, что дает основание понять - прогресс общества определяется не только научными достижениями и открытиями в материальной сфере, но еще чем-то более важным. Изучая ислам, общество способно избавиться от двойного менталитета мусульманского или современного. Оно способно осудить неумеренность в поведении, что в своей основе противоречит основам ислама. Можно увидеть, что мусульманин занят делами поклонения, но не уделяет должного внимания воспитанию своих детей. Или можно увидеть, что человек почтителен к родителям, но плохо обходится с женой, или же хорошо относится к жене и детям, но отношения с соседями и сослуживцами оставляют желать лучшего и.т.д.

Соответственно на государственном уровне должны быть разработаны механизмы обучения основ ислама грамотными исламоведами, причем обучение это должно охватывать большие слои населения, особенно молодежь. Ведь именно молодежь в первую очередь попадает под влияние разных радикальных течений. В противном же случае, то есть в случае игнорирования или оказания недолжного внимания вопросам религии, это может вызвать эффект "бомбы замедленного действия".

XXI век можно смело считать эпохой новых вызовов и угроз. Нет сомнения и в том, что религиозная неграмотность населения может быть тонко использована противниками азербайджанской государственности. Следовательно, этот вопрос однозначно должен рассматриваться в контексте национальной безопасности страны. Нельзя забывать, что люди являются основой любого общества, они являются той опорой, на которой держится процесс любого социального возрождения, когда общество, идущее правильным путем, активно занимается воспитанием человека, развивая в нем благое и конструктивное начало.



Самые читаемые статьи

16.03.2016 Сотрудничество между Россией и Азербайджаном вызывает серьезную озабоченность...

А.Нагиев для www.vzglyad.az


16.03.2016 Нагиев: дружба Азербайджана и Турции имеет прочный фундамент

Баку,16марта-SPUTNIK


11.03.2016 Площадка Бакинского форума - уникальная возможность для диалога о мире

Взгляд из Москвы




Аналитика

09.03.2016 Нагиев: военные маневры России на Каспии не угрожают Азербайджану

Баку,9 марта - SPUTNIK


24.04.2014 В Украинском вопросе Азербайджан проводит достаточно грамотную политику

Интервью Взгляд.аз с Директором Фонда «Конструктивная политика», российским политологом Абдулом Нагиевым


05.03.2013 Персидские мотивы в азербайджанской внешней политике
В нестабильном южнокавказском регионе


Нагиев Абдул Шахович.

Директор  ФКП.

Закончил финансовый факультет Государственного экономического института, по специальности "Финансы и кредит" и Международный институт управления   по специальности "Государственное строительство и право".

Политической и экономической аналитикой занимается с 1999г. Работал в различных исследовательских
структурах. 

Специалист по непубличной политике, структуре государственной власти, политическим рискам, экономическим интересам политических групп. Пытается найти экономическое в политическом и политическое в экономическом.

подробнее...
Создание сайтов в студии Мегагруп
Rambler's Top100