Новости

Что будет после Саакашвили

Главная » Архив статей » Что будет после Саакашвили

Что будет после Саакашвили

Полномочия нынешнего президента Грузии формально истекают в 2013 году. Казалось бы, говорить о «постсаакашвилевском периоде» еще рано. Но, во-первых, решающее значение будут иметь именно парламентские выборы, намеченные на весну 2012 года, то есть уже через полтора года. Кроме того, подобная постановка вопроса: «Что будет после?» или «Кто, если не он?» характерна для Грузии и ее политической культуры.
Дело в том, что у страны вообще нет опыта демократической смены власти - первое и единственное избранное правительство Грузинской демократической республики во главе с Ноем Жордания было свергнуто в 1921 году грузинскими большевиками Иосифом Джугашвили и Серго Орджоникидзе, вставшими во главе 11-ой Красной армии.
В 1989 году, коммунистическое правительство Джумбера Патиашвили вынужденно подало в отставку после трагедии 9 апреля, когда при попытке разогнать митинг у Дома правительства погибли десятки людей. Значительную часть ответственности за ту трагедию историки уже возлагают на безответственных и властолюбивых лидеров национального движения.
В октябре 1990 года в результате многопартийных выборов к власти прорвался идеолог этнического национализма Звиад Гамсахурдиа. Однако этот выбор вряд ли можно считать демократическим, поскольку он был сделан в атмосфере истерии и шока, возникшей после переломного и судьбоносного события 9 апреля. В свою очередь, Звиад Гамсахурдия был свергнут в январе 1992 года полукриминальными вооруженными формированиями во главе с экс-командующим национальной гвардией Тенгизом Китовани и «вором в законе» Джабой Иоселиани, которые «пригласили на царство» бывшего министра иностранных дел СССР Эдуарда Шеварднадзе.
Последний «дождался своей очереди» в ноябре 2003 года - его сверг (или, как говорят в Грузии, «скинул») Михаил Саакашвили в процессе «революции роз».

Не будет ли эта традиция продолжена? Ведь попытки уже были - в ноябре 2007 года оппозиция чуть не устроила новую революцию. Но верные президенту части спецназа МВД смогли предотвратить очередной переворот, разогнав митинг на Руставели с применением слезоточивого газа и резиновых пуль. При этом желающих занять президентский пост очень много. Может быть даже слишком много. В Тбилиси бытует примечательный анекдот: прохожему на улице сказали, что именно он должен взять власть в руки, чтобы навести порядок и спасти родину, а он удивился: «Как же вы догадались?»

Именно поэтому, вопрос «Если не он, то кто?» никогда не терял актуальности. Легион желающих подняться во весь рост и гордо, громогласно заявить: «Конечно, я!» так многочисленен, что у избирателей возникает естественный страх дестабилизации и гражданской войны «всех против всех» в случае даже не насильственной, а демократической смены власти. Вряд ли проигравшие смирятся с победой кого-то кроме себя, поздравят победителей, не объявят выборы «сфальсифицированным» и не призовут сторонников на очередную революцию.

Ситуация осложняется тем, что не совсем ясно, намерен ли Михаил Саакашвили в 2012-2013 году осуществить операцию «преемник» в той или иной форме, либо планирует лично остаться во власти, но уже в качестве премьера. Осенью этого года парламент наверняка примет новую редакцию конституции и трансформирует Грузию из президентской в парламентско-президентскую республику. По схеме разделения властей, эта модель очень похожа на французскую - глава государства избирается всенародно, а правительство формирует партия, победившая на парламентских выборах. В ведении президента остается оборона и внешняя политика, но текущее управление осуществляет кабинет министров во главе с премьером, который наделяется очень широкими полномочиями (в том числе, назначает руководителей регионов и формирует бюджет без вмешательства президента).

Есть версия, что Михаил Саакашвили реформирует основной закон страны «под себя», то есть планирует занять пост премьера в 2013 году, когда новая конституция вступит в силу. А новым президентом он выдвинет кого-либо из своих ближайших и надежных соратников - нынешнего председателя парламента Давида Бакрадзе или главу МВД Вано Мерабишвили. Причем конституция не устанавливает никаких временных или легислатурных ограничений для занятия поста премьера одним и тем же лицом. Значит молодой грузинский лидер теоретически может править страной еще лет 30-40. Кстати, недавно Михаил Саакашвили как бы вскользь напомнил о том, что Либерально-демократическая партия Японии правила страной 60 лет а Христианско-демократический союз ФРГ Гельмута Коля бессменно находился у власти 17 лет, но при этом никому не пришло в голову усомнится в демократическом устройстве ФРГ и Японии.

Однако анализ других заявлений Саакашвили с учетом некоторых нюансов конституционной реформы заставляет быть более осторожным в выводах. По крайней мере, не стоит сбрасывать со счетов другие варианты развития событий. Дело в том, что новая конституция вступает в силу только в декабре 2013 года, когда истекает срок полномочий президента Саакашвили. А парламентские выборы назначены на весну 2012 года. Именно новый состав парламента должен сформировать правительство и избрать премьера с расширенными полномочиями. Получается, что с 2012 по 2013 год, то есть до конца второй и последней легислатуры нынешнего главы государства, страна будет находиться в переходном периоде с «временным правительством», ожидая вступления в силу конституции.

Такая неопределенность явно не в стиле Михаила Саакашвили. Причем, перемещение с поста президента на пост премьера (сразу после выборов нового президента) будет слишком похоже на «российскую модель», а грузинский президент очень дорожит своей репутацией «демократа» на Западе. Выступая недавно перед лидерами правящей в Грузии партии «Единое национальное движение», он сказал, что «по новой конституции, правительство, конечно, будет часто меняться». Но если он намерен занять премьерский пост лично, к чему тогда слова о «частой смене правительства»?

Именно поэтому возникла другая версия: Саакашвили не исключает ухода из политики в 2013 году и его главная цель - оставить у власти свою команду, чтобы та продолжила реформы, начатые им после «революции роз». Если эта версия верна, то главной целью Саакашвили станет всемерная поддержка и усиление собственной партии. Сразу становится понятно, почему президент лоббирует именно ту версию конституции, согласно которой значительно усиливаются полномочия парламента (коллективного органа) за счет полномочий главы государства. Расчет на Единое национальное движение - единственную хорошо организованную и структурированную политическую партию с рядом ярких и популярных лидеров. В первую очередь, речь идет о нынешнем мере Тбилиси - Гиги Угулава убедительно победил на состоявшихся 30 мая первых в истории прямых выборах столичного градоначальника. Не исключено, что Саакашвили «поставит» именно на него, то есть, Угулава поведет правящую партию на парламентские выборы в 2012 году и станет премьером. А после вступления в силу новой конституции, к нему и перейдут все полномочия, которыми до сих пор пользовался президент. Главой государства, в этом случае, будет избран не политик, а кто-то из известных общественных деятелей, близкий к той же правящей команде.

Судя по всему, основная цель Саакашвили - не дать возможности оппонентам сменить политический курс страны. Действительно, если его команда останется у власти, особых изменений, например, в российско-грузинских взаимоотношениях ждать не стоит. Эта команда «завязана» на политике, которую нынешний лидер проводил в течение шести лет. Более того, она была ее соавтором и проводником, поэтому позиция официального Тбилиси по вопросу «оккупации» и «евроатлантической ориентации» Грузии не претерпит никаких изменений.

Единственная возможность смены курса - осуществить в стране очередной переворот и новую революцию. Но у разношерстной грузинской оппозиции, погрязшей во внутренних разборках и бесконечной склоке, нет сколько-нибудь внятной программы и альтернативного проекта развития страны. Поэтому у оппозиции нет никаких шансов победить ЕНД на выборах, то есть одолеть демократическим путем команду Саакашвили-Угулавы с их четкой программой и поддержкой прагматичных бизнес-элит. Кроме того, осуществить еще одну революцию непросто: грузинское общество устало от бесконечной вакханалии и требует устойчивости, что означает и устойчивость курса президента Саакашвили и его соратников. 08.09.2010 / Автор: Георгий Калатозишвили, Тбилиси. Специально для ВК

Самые читаемые статьи

16.03.2016 Сотрудничество между Россией и Азербайджаном вызывает серьезную озабоченность...

А.Нагиев для www.vzglyad.az


16.03.2016 Нагиев: дружба Азербайджана и Турции имеет прочный фундамент

Баку,16марта-SPUTNIK


11.03.2016 Площадка Бакинского форума - уникальная возможность для диалога о мире

Взгляд из Москвы




Аналитика

09.03.2016 Нагиев: военные маневры России на Каспии не угрожают Азербайджану

Баку,9 марта - SPUTNIK


24.04.2014 В Украинском вопросе Азербайджан проводит достаточно грамотную политику

Интервью Взгляд.аз с Директором Фонда «Конструктивная политика», российским политологом Абдулом Нагиевым


05.03.2013 Персидские мотивы в азербайджанской внешней политике
В нестабильном южнокавказском регионе


Нагиев Абдул Шахович.

Директор  ФКП.

Закончил финансовый факультет Государственного экономического института, по специальности "Финансы и кредит" и Международный институт управления   по специальности "Государственное строительство и право".

Политической и экономической аналитикой занимается с 1999г. Работал в различных исследовательских
структурах. 

Специалист по непубличной политике, структуре государственной власти, политическим рискам, экономическим интересам политических групп. Пытается найти экономическое в политическом и политическое в экономическом.

подробнее...
Создание сайтов в студии Мегагруп
Rambler's Top100