Новости

Модернизация каспийской повестки.

Главная » Архив статей » Модернизация каспийской повестки.

Модернизация каспийской повестки.

 

 

В Баку состоялся саммит прикаспийских государств, в ходе которого президенты подписали Соглашение по безопасности на Каспии. Каково значение этого события? Учитывая весьма консервативный характер региональной политики уже сам факт такой встречи не рядовое событие. Ведь за годы с распада Советского Союза и появления в регионе, кроме Ирана, еще четырех новых независимых государств, это лишь третий саммит подобного рода. А подписанное соглашение по безопасности лишь второй пятисторонний документ после Конвенции по экологии, подписанной ровно семь лет. Но, по тем вопросам, что представляют критическую сумму противоречий: определение границ секторов и «срединной линии» в южном секторе моря плюс делимитация дна на стыке азербайджанского, туркменского и иранского секторов - стороны по-прежнему не продвинулись.

Однако изменился настрой. В частности президент Медведев пытается привнести динамику и четкий ритм каспийскому диалогу. Основная задача -- приблизить подписание Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, она должна стать базовым юридическим документом регулирующим деятельность на море. Теперь решено проводить саммиты не реже одного раза в год. По словам Медведева, президенты приняли решение за три месяца завершить межведомственное согласование ширины национальной экономической зоны исходя из границ 24-25 миль, и подготовить соответствующий договор. Если задача будет выполнена, то стороны, скорее всего, выйдут на полноценное соглашение о статусе водоема к следующему саммиту в Москве - осенью 2011 года.

 

Все эти годы Конвенция оставалась в отдаленной перспективе. Территориальные споры в южном секторе моря одни страны пятерки устраивали, другие просто к ним привыкли как к объективной данности. Например, для России, ситуация вселяла некоторую уверенность в невозможности строительства транскаспийского газопровода с туркменского на азербайджанский берег. Иран тормозил переговоры, настаивая на принадлежности себе 20% водоема но дну и акватории (т.е. пятой части). В целом, все участники хозяйственной активности от крупных нефтегазовых корпораций до судоходных компаний к этой ситуации привыкли. Как могут они её используют, обходя юридические противоречия.

Поэтому определение юридического статуса Каспия - будучи само по себе прорывом -- автоматически не решит существующие проблемы сотрудничества и хозяйственного взаимодействия на Каспии.

Ситуация сложилась парадоксальная. Экономические отношения на Каспии ушли далеко вперед и явно не совпадают с межгосударственной юридической практикой прошлого века (полную силу для всего моря имеют только два советско-иранских договора от 1921 и 1940 года). Бизнес просачивается сквозь межгосударственные юридические противоречия, но сложившаяся ситуация все-таки резко тормозит формирование нормального торгово-промышленного и инвестиционного климата, особенно если речь идет о не сырьевых отраслях.

 

В чем смысл активизации сотрудничества прикаспийских государств? Пред всеми государствами региона стоит задача модернизации. Каспийской повестке требуется идейная прокачка. Многие годы официальная дипломатическая и экспертная дискуссия «крутится» исключительно вокруг военной безопасности и сырьевой добычи, слегка разбавленных экологической риторикой. Подобная hard-повестка придавливает другие темы, вытекающие из гуманитарной и социально-экономической активности граждан. Постепенно сформировалась идея создания организации каспийского экономического сотрудничества. Создание ОКЭС будет оцениваться всеми игроками (включая внерегиональных) как значительное достижение в сотрудничестве, способствующее повышению качества общего развития. Польза данной организации прочитывается в ее двойной политической миссии: она создаст доныне отсутствующую площадку социально-экономических переговоров по широкому кругу вопросов на Каспии в формате «пятерки»; с другой стороны ОКЭС дает возможность вынести за скобки сверхпроблемные зоны, связанные с неурегулированным статусом моря и прочие спорные вопросы, блокирующие взаимодействие государств. ОКЭС как раз послужит «умному» усилению каспийского взаимодействия, о котором говорит Медведев. Организация подразумевает координацию тех линий взаимодействия, что уже проявили себя в качестве «живых» связей. Подобных примеров масса - например, это сотрудничество МЧС и спасательных служб развитое в тройке Азербайджан-Россия-Казахстан, его нужно выводить на общий пятисторонний уровень. Каспийскому сотрудничеству нужен мощный транспортный «прорыв». Было бы разумно рассмотреть возможность строительства автомагистрали вокруг берега моря - весьма амбициозная экономическая и политическая задача. Она может стать не менее достойной в повестке ОКЭС как и расширение пассажирского и паромного сообщения между портами каспийского бассейна (в частности необходимо регулярная организация паромного сообщения Баку-Астрахань). Другой темой может стать обсуждение режимов прохождения судов по «Волго-Дону», а также реконструкция всей цепочки российских шлюзов, соединяющих Каспий с мировым океаном. Возможно, планирование долевого участия всей пятерки в строительстве канала «Евразия».

Подобная работа в перспективе должна выровнять перекосы в региональной торговле. Более тесное экономическое сотрудничество каспийских государств будет содействовать деловой активности, свободному передвижению товаров, капиталов, граждан. В конечном счете, социально-экономической модернизации и в перспективе, возможно, интеграции каспийских государств в рамках социально ориентированной модели развития.

 

Поэтому значительное место в будущих саммитах по каспийской тематике должно уделяться социально-экономическим и гуманитарным связям. Необходимо создание Каспийского банка торговли и развития, вкладывающего средства в региональные проекты. Стоит задача ускорения процесса синхронизации энергосистем стран региона, с перспективой создания регионального электроэнергетического рынка. Совместными усилиями необходимо внедрять технологии возобновляемых источников энергии (солнечные- и ветроэлектростанции). Разрабатывать проекты и создавать условия для возникновения в регионе современных инновационных производственных комплексов Поддерживать сотрудничество в сфере телекоммуникаций и развитие новых систем на платформе региональных производителей (возможно внедрять систему ГЛОНАСС). В перспективе страны региона столкнутся с проблемой изменения климата, что соответственно отразится на практике ведения сельского хозяйства. Уже возникает проблема распространению опасных инфекционных заболеваний. Все эти темы требуют усиления координированной деятельности как государственных так и неправительственных структур.

Каспий давно перестал быть «задним двором» пары-тройки государств и постепенно приобретает черты региона глобального транзита. Здесь зафиксированы не только интересы Запада, ставшие за последние десять лет классическими примерами «ужастиков» в учебниках российской геополитики, но и незаметно наметилось долгосрочное укрепление Китая. Спрятаться от глобализации невозможно. Но государства региона должны иметь здоровые социально-экономические силы, чтобы не проиграть в этой большой конкуренции.

     Александр Караваев.  www. ia-centr.ru



Самые читаемые статьи

16.03.2016 Сотрудничество между Россией и Азербайджаном вызывает серьезную озабоченность...

А.Нагиев для www.vzglyad.az


16.03.2016 Нагиев: дружба Азербайджана и Турции имеет прочный фундамент

Баку,16марта-SPUTNIK


11.03.2016 Площадка Бакинского форума - уникальная возможность для диалога о мире

Взгляд из Москвы




Аналитика

09.03.2016 Нагиев: военные маневры России на Каспии не угрожают Азербайджану

Баку,9 марта - SPUTNIK


24.02.2016 Новая страница в отношениях Баку и Тегерана.

Интервью www.sputnik.az c Директором "ФКП"  Абдулом Нагиевым


24.04.2014 В Украинском вопросе Азербайджан проводит достаточно грамотную политику

24.04.2014 Решение Кремля по Украине отразится на всех странах СНГ

Интервью «Новости-Азербайджан» с Директором  «ФКП»    Абдулом Нагиевым


05.03.2013 Персидские мотивы в азербайджанской внешней политике
В нестабильном южнокавказском регионе


Нагиев Абдул Шахович.

Директор  ФКП.

Закончил финансовый факультет Государственного экономического института, по специальности "Финансы и кредит" и  Международный институт управления МГИМО МИД  РФ  по специальности "Государственное строительство и право".
 Политической аналитикой занимается с 1997 года. Возглавил «Фонд Конструктивной Политики» в 2007г.

 

Специалист по управлению политическими рисками в международном бизнесе. Пытается найти экономическое в политическом и политическое в экономическом.

подробнее...
Создание сайтов в студии Мегагруп
Rambler's Top100