Новости

Парный выход из конфликта

Главная » Архив статей » Парный выход из конфликта

Парный выход из конфликта

 

19.09.10
Текст: Абдул НАГИЕВ







Современный этап российско-азербайджанских отношений, если его рассматривать в широкой перспективе XXI века, это постепенное движение к подлинному равенству и партнерству. Отношения Азербайджана и России в первые годы независимости не отличались дружественным характером, в них превалировала взаимная подозрительность. Тем не менее именно российский фактор может оказаться решающим в урегулировании ситуации вокруг Нагорного Карабаха. Соотношение сил  

Основной задачей внешнеполитического ведомства Азербайджана является справедливое решение территориального конфликта с Арменией и освобождение оккупированных азербайджанских территорий. Надо заметить, что подобного рода конфликты решаются мирным путем только под мощным воздействием внешних сил (в данном случае США или России). Между тем для решения конфликта с помощью внешней силы необходимо ее полное преобладание в Закавказье. Но сегодня вместо одной внешней силы, которой ранее была Россия-СССР, сейчас в регионе действуют несколько таких сил: помимо России еще США, Великобритания, страны ЕС. Ситуация осложняется разнонаправленностью внешнеполитических курсов южнокавказских стран. Так, Грузия полностью ориентирована на Запад, Армения на Россию, а Азербайджан проводит многовекторную внешнюю политику, оставляя себе поле для маневра. Экономический потенциал Азербайджана дает ему возможность учитывать национальные интересы своей страны в долгосрочной перспективе. А в Москве уже сложилось понимание, что ее геополитические интересы могут быть учтены не только нахождением военных баз России в какой-либо стране, но существуют не менее глобальные политические и экономические механизмы, которые играют существенную роль в мировой политике. Есть понимание того, что от позиции независимого Азербайджана зависит расклад сил не только на Южном Кавказе, но и во всем кавказском регионе.

Политика - это всегда торг с использованием всего арсенала аргументов. Чтобы что-то выиграть, всегда приходится чем-то жертвовать. Так и после объявленной Обамой «перезагрузки» в российско-американских отношениях очерчены реальные возможные геополитические изменения в регионе Южного Кавказа, а также и всего постсоветского пространства. Определенные договоренности уже состоялись: Москва идет на уступки США в иранском вопросе, приостанавливает контракт на поставку Ирану противоракетных комплексов С-300. Взамен США прекращают скрытое финансирование политических элит на всем постсоветском пространстве. Если обратить внимание на ход президентских выборов в Украине, а также на вопрос о «скором» вступлении Грузии и Украины в НАТО, то думается, что данное мнение небезосновательно. Результатом сближения позиций США и России может служить и вхождение «Газпрома» в консорциум по освоению газовых месторождений на азербайджанском шельфе Каспия.

Вхождение планируется покупкой доли в проекте у английского гиганта «ВР». Если сделка состоится, то политическая ситуация в регионе Южного Кавказа получит стимул к самым серьезным изменениям. Примером может послужить вопрос участия России в системах транспортировки энергоресурсов через транскаспийский маршрут. Конкурирующий сегодня с российским «Южным потоком» европейский проект «Набукко» должен пройти в обход России и может рассматриваться уже через другую призму интересов. Азербайджан, экономический потенциал которого развивается достаточно быстро, станет проводником энергетической политики России на южных рубежах. Если учитывать, что Азербайджан является лидером региона, такой вариант развития событий может иметь достаточно интересные перспективы для всех стран Южного Кавказа. Но, во всяком случае, укрепление стратегического партнерства с Россией и вывод его на более высокий уровень должен стать одним из главных направлений внешней политики Азербайджана.

  Формула решения конфликта  

Сегодня российско-азербайджанские отношения развиваются в позитивном, динамичном направлении. Несмотря на множество проблем и подводных камней, Россия и Азербайджан в отношениях друг с другом демонстрируют завидный прагматизм. Хотя у обеих сторон есть достаточно поводов, чтобы предъявить претензии друг другу. Тем не менее стратегические интересы и здравый смысл преобладают. России, одной из крупнейших держав, принадлежит важная роль в формировании нового евразийского порядка. Российская позиция очень важна для решения карабахского вопроса. Руководство Азербайджана, в отличие от многих политологов, понимает, что Москва не может выстраивать отношения с Азербайджаном в ущерб своим отношениям с Арменией и наоборот. Нужно заметить, что в Ереване прекрасно осознают и тот факт, что развитие и укрепление российско-азербайджанских двусторонних отношений может нейтрализовать поддержку, которую Россия оказывала и все еще может оказать Армении. Многие аналитики отмечают, что провальная внешняя политика правящего армянского режима может подтолкнуть Ереван к провокациям с целью возобновления военных действий. Последствия такого шага непредсказуемы.

Карабахский конфликт - один и самых трудноразрешимых в современном мире. И прежде всего потому, что Армения и Азербайджан демонстрируют совершенно разные подходы к его решению. Урегулирование конфликта возможно только при условии, что найдется формула сосуществования, которая устроит все стороны. Проект «самоопределения» армянского населения Нагорного Карабаха и его «безопасности» уже привел к серьезным и трагическим последствиям: это более тридцати тысяч погибших и сотни тысяч беженцев. Очевидно, что прагматический подход развязки пошел бы во благо противостоящим народам, чем бесплодные рамочные дискуссии вокруг принципов ОБСЕ; какой из них является приоритетным - территориальная целостность или право нации на самоопределение?

Ни одно государство в мире не может похвастаться тем, что им повезло с соседями. Все современные державы конфликтовали и воевали друг с другом. Но по прошествии времени сумели освоить искусство жить рядом, жить вместе. Государства Закавказья слишком слабы, а противоречия между ними и внутри них слишком велики, чтобы они самостоятельно могли с ними справиться. И в Кремле это прекрасно понимают. Вдобавок ко всему в сообществе закавказских государств до сих пор преобладают представления о том, что территориальные этнические, экономические проблемы можно решить методами силы. Но есть и другой путь к миру. В ходе своего официального визита в Армению российский президент отметил, что «пришло время совместно зарабатывать деньги». Действительно, сегодня Армения полностью отстранена от всех региональных проектов. Причем реализация экономических соглашений между Россией и Арменией напрямую зависит от разблокирования ситуации в регионе Южного Кавказа. Был ли правильно принят призыв российского руководителя, покажет время. Тем не менее будущее всего Закавказья зависит не только от этого. Принятие любых политических решений без учета интересов Баку маловероятно. А потому Россия и Азербайджан, как две кавказские страны, заинтересованные в безопасности в регионе, должны сыграть ведущую роль в кавказских делах.

         Источник: www.azcongress.ru



Самые читаемые статьи

16.03.2016 Сотрудничество между Россией и Азербайджаном вызывает серьезную озабоченность...

А.Нагиев для www.vzglyad.az


16.03.2016 Нагиев: дружба Азербайджана и Турции имеет прочный фундамент

Баку,16марта-SPUTNIK


11.03.2016 Площадка Бакинского форума - уникальная возможность для диалога о мире

Взгляд из Москвы




Аналитика

09.03.2016 Нагиев: военные маневры России на Каспии не угрожают Азербайджану

Баку,9 марта - SPUTNIK


24.04.2014 В Украинском вопросе Азербайджан проводит достаточно грамотную политику

Интервью Взгляд.аз с Директором Фонда «Конструктивная политика», российским политологом Абдулом Нагиевым


05.03.2013 Персидские мотивы в азербайджанской внешней политике
В нестабильном южнокавказском регионе


Нагиев Абдул Шахович.

Директор  ФКП.

Закончил финансовый факультет Государственного экономического института, по специальности "Финансы и кредит" и Международный институт управления   по специальности "Государственное строительство и право".

Политической и экономической аналитикой занимается с 1999г. Работал в различных исследовательских
структурах. 

Специалист по непубличной политике, структуре государственной власти, политическим рискам, экономическим интересам политических групп. Пытается найти экономическое в политическом и политическое в экономическом.

подробнее...
Создание сайтов в студии Мегагруп
Rambler's Top100