Новости

После саммита-1

Главная » Архив статей » После саммита-1

После саммита - 1

Встреча лидеров тюркского мира - событие огромного геополитического значения, хотя очевидно, что Баку, Анкара, Астана имеют разные мотивы с точки зрения своего участия в интеграционных проектах, направленных на создание союза тюркских государств. Геополитические интересы преобладают у Анкары, которая заинтересована в расширении своего влияния как на Южном Кавказе, так и в Центральной Азии.

Тем более что интересы Турции связаны не только с программами социокультурного, гуманитарного и образовательного сотрудничества в рамках организации ТЮРКСОЙ, но и с серьезной заявкой на то, чтобы Астана выступала в регионе самостоятельным игроком (таким же, как Пекин, Брюссель, Москва и Вашингтон в Центральной Азии), опираясь на настроения определенной части интеллигенции этих стран, на идеи тюркского единства.

Конечно, эти шансы были выше в начале 1990-х годов, когда Турция впервые вошла в этот регион на развалинах Советского Союза. Но сейчас, когда совершенно очевидно, что идея движения Анкары в Евросоюз откладывается на неопределенное время, на замену этому тренду формируется новая евразийская составляющая продвижения Турции и ее геополитических интересов. И Астана, на мой взгляд, эту партию в какой-то степени разыгрывает вместе с Анкарой. Другое дело, что интересы Нурсултана Назарбаева и казахстанской элиты лежат в сфере имиджевой стороны проекта. Ведь Казахстан, ни для кого не секрет, активно развивает целый спектр интеграционных проектов - ШОС, ЕврАзЭС и другие. Это направление интеграции тюркского мира укладывается в имиджевую идею и представление о Нурсултане Назарбаеве как о главном евразийском интеграторе. Тем более что идея практического евразийства - это казахстанское ноу-хау, выдвинутое еще 16 лет назад.

И, наконец, Азербайджан, который больше заинтересован в развитии двустороннего диалога по линии Баку - Анкара или, допустим, Баку - Астана. Но в целом Ильхам Алиев не возражает против идеи развития тюркских проектов в сфере экономики, энергетической сферы, ну и деятельности ТЮРКСОЙ.

Так что у каждой стороны свои интересы, а в целом пока ситуация с этим проектом неопределенная, возможно, из-за того, что на выходе каждая из сторон желает получить свои бонусы.

Что же касается позиции Ташкента, то ответ абсолютно прост и ясен - ни в каких интеграционных структурах Ислам Каримов не горит желанием принимать участие. Ни под эгидой России, ни под эгидой Запада, ни с другими представителями тюркского мира, в данном случае, прежде всего, с Казахстаном и Турцией. Причина двояка. Первое - это склонность Каримова устанавливать любые контакты на уровне двухсторонних отношений. Второе - играет роль личное отсутствие понимания с другими лидерами региона, которые остаются у власти с начала создания СНГ. Я имею в виду с Нурсултаном Назарбаевым. Ташкенту проще формировать экономические, образовательные, гуманитарные проекты по тем линиям, которые выгодны самому узбекскому президенту. Возможно, что интерес к тюркскому единству изменится после смены политической элиты в Узбекистане, которая рано или поздно произойдет. Но пока говорить о перспективах участия Узбекистана в ШОС, ЕврАзЭС или в тюркской интеграции, мне кажется, было бы по меньшей мере наивным.

Продолжение следует 20.09.2010 / Автор: Алексей Власов специально для ВК

                   



Самые читаемые статьи

16.03.2016 Сотрудничество между Россией и Азербайджаном вызывает серьезную озабоченность...

А.Нагиев для www.vzglyad.az


16.03.2016 Нагиев: дружба Азербайджана и Турции имеет прочный фундамент

Баку,16марта-SPUTNIK


11.03.2016 Площадка Бакинского форума - уникальная возможность для диалога о мире

Взгляд из Москвы




Аналитика

09.03.2016 Нагиев: военные маневры России на Каспии не угрожают Азербайджану

Баку,9 марта - SPUTNIK


24.04.2014 В Украинском вопросе Азербайджан проводит достаточно грамотную политику

Интервью Взгляд.аз с Директором Фонда «Конструктивная политика», российским политологом Абдулом Нагиевым


05.03.2013 Персидские мотивы в азербайджанской внешней политике
В нестабильном южнокавказском регионе


Нагиев Абдул Шахович.

Директор  ФКП.

Закончил финансовый факультет Государственного экономического института, по специальности "Финансы и кредит" и Международный институт управления   по специальности "Государственное строительство и право".

Политической и экономической аналитикой занимается с 1999г. Работал в различных исследовательских
структурах. 

Специалист по непубличной политике, структуре государственной власти, политическим рискам, экономическим интересам политических групп. Пытается найти экономическое в политическом и политическое в экономическом.

подробнее...
Создание сайтов в студии Мегагруп
Rambler's Top100