Новости

Ситуация на Южном Кавказе сохранит свою нестабильность

Главная » Архив статей » Ситуация на Южном Кавказе сохранит свою нестабильность
Ситуация на Южном Кавказе сохранит свою нестабильность - Абдул Нагиев
15:06|14/ 09/ 2010

БАКУ, 14 сен - Новости-Азербайджан, Президент фонда «Конструктивная политика» Абдул Нагиев.

Когда мы смотрим на север от Азербайджана, то видим не просто большую страну Россию, но российско-азербайджанские отношения в разные исторические периоды. Современный этап российско-азербайджанских отношений, если его рассматривать в широкой исторической перспективе 19-20 веков, представляет собой постепенное движение от политической коммуникации по типу связи метрополия-колония к отношению равных субъектов. Переход трудный и кризисный. В первые годы после распада СССР  Россия, занятая наведением порядка внутри страны, не проводила активных политических мероприятий на Южном Кавказе, рассматривая его как свою традиционную зону влияния, в которой казалось нереальным появление какой либо внерегиональной державы.

 Отношения Азербайджана  и России в первые годы независимости не отличались дружественным характером, в них превалировала взаимная подозрительность. Огромный негатив на развитие российско-азербайджанских отношений оказывал и продолжает сегодня оказывать армяно-азербайджанский конфликт вокруг Нагорного  Карабаха. Между тем политическая ситуация в Закавказье быстро менялась, "российский ваккум" стал заполняться другими внешними игроками, но проблемы свое решение до сих пор не нашли.

 

Переговоры по конфликту идут более 16 лет, а результатов достичь не получается. Надо заметить, что подобного рода конфликты решаются мирным путем, только под мощным воздействием внешних игроков (в нашем случае США или Россией). Между тем, для решения конфликта с помощью внешней силы необходимо ее полное преобладание в Закавказье. Но сегодня вместо одной внешней силы, которой ранее была Россия-СССР, сейчас в регионе действуют несколько таких сил: помимо России, еще США, Великобритания, страны ЕС. Ситуация еще осложняется разнонаправленностью внешнеполитических курсов южно-кавказских  стран, Грузия полностью ориентирована на Запад, Армения на Россию, а Азербайджан проводит многовекторную внешнюю политику, оставляя себе поле для маневра.

Учитывая архисложную и непредсказуемую ситуацию в регионе в связи с Иранской ядерной проблемой, Баку определяться пока не торопится. Экономический потенциал Азербайджана дает ему возможность учитывать национальные интересы своей страны в долгосрочной перспективе. А в Москве уже сложилось понимание, что ее геополитические интересы могут быть учтены не только нахождением военных баз России в какой либо стране, но существуют не менее глобальные политические и экономические механизмы ,которые играют существенную роль в мировой политике. Есть понимание того, что от позиции сегодняшнего  независимого Азербайджана зависит расклад сил не только на Южном Кавказе, но и во всем кавказском регионе.

Политика - это всегда торг с использованием всего арсенала аргументов. Чтобы что-то выиграть, всегда приходиться чем-то жертвовать. Так и после объявленной Обамой «перезагрузки» в российско-американских отношениях очертились реальные возможные геополитические изменения в регионе Южного Кавказа, а также и всего постсоветского пространства. Есть мнение, что определенные договоренности уже состоялись: Москва идет на уступки США в иранском вопросе, ослабляет поддержку Ирану, не препятствует принятию жестких резолюций, приостанавливает контракт на поставку противоракетных комплексов С-300 Ирану, а взамен США прекращают тайное финансирование политических элит на всем постсоветском пространстве.

Если обратить внимание на ход президентских выборов в Украине, а также на вопрос о «скором» вступлении Грузии и Украины в НАТО, то думается, что данное мнение небезосновательно. Так же результатом сближения позиций США и России может служить вхождение «Газпрома» в консорциум по освоению газовых месторождений на азербайджанском шельфе Каспия. Вхождение планируется покупкой доли в проекте у английского гиганта "ВР". Учитывая геостратегическое значение региона, надо отметить, что никакие финансовые трудности "ВР"  без политических решений Вашингтона и Лондона не могут подтолкнуть компанию к сделке.

Если данное событие состоится, то оно способно коренным образом изменить геоэнергетическую и геополитическую ситуацию в регионе Южного Кавказа. В данном контексте можно будет рассматривать участие России в системах транспортировки энергоресурсов через транскаспийский маршрут. Конкурирующий сегодня с российским "Южным потоком" европейский проект "Набукко", который должен пройти в обход России, может рассматриваться уже через другую призму интересов. Азербайджан, экономический потенциал которого развивается достаточно быстро, станет проводником энергетической политики России на южных рубежах.

Если учитывать, что Азербайджан является лидером региона, который все отчетливее заявляет о своих экономических и политических интересах, чья внешняя и внутренняя политика достаточно прогнозируемая, и который уже зарекомендовал себя как надежный партнер, то данный ход событий может иметь достаточно интересные перспективы не только для России  и Азербайджана, но и для всех стран Южного Кавказа.

Если взять во внимание данный ход событий, то укрепление стратегического партнерства с Россией и вывод его на более высокий уровень должен стать одним из главных направлений внешней политики Азербайджана.

 России, как самой крупной региональной державе, принадлежит   определенная роль в формировании нового евразийского порядка, и российская позиция очень важна для решения карабахского вопроса. Если взять во внимание то, что Россия сегодня является страной с растущей экономической и геополитической мощью, и ее близость как территориально, так и исторически к странам Южного Кавказа, в среднесрочной перспективе она наверняка будет осуществлять роль доминирующей внешней силы в Закавказье.

С другой стороны, сегодня российско-азербайджанские отношения развиваются в позитивном, динамичном направлении. Несмотря на множество проблем и подводных камней, Россия и Азербайджан в отношениях друг с другом демонстрируют завидный прагматизм. Хотя у обеих сторон есть достаточно поводов, чтобы предъявить претензии друг другу, тем не менее, стратегические интересы и здравый смысл преобладают.

Руководство  Азербайджана, в отличие от многих   экспертов и политологов, которые считают, что Россия должна, наконец, определиться, кто ей более важен: Армения или Азербайджан, понимает, что Москва не может выстраивать отношения с Азербайджаном в ущерб своим отношениям с Арменией, и наоборот.

 

 Здесь так же надо заметить, что развитие двухсторонних отношений между Баку и Москвой и выход их на уровень стратегического партнерства идет в разрез внешнеполитическому курсу Еревана, который до последнего времени монопольно маневрировал на российской политической площадке и оказывал влияние на политику Кремля в отношении стран Южного Кавказа. В Ереване понимают это, что вызывает у него большую обеспокоенность тем, что развитие и укрепление российско-азербайджанских двухсторонних отношений может нейтрализовать поддержку, которую оказывала и все еще может оказать  Москва Еревану.

Многие аналитики отмечают, что в связи с провалами во внешней политике правящего армянского режима и в связи с четкой политикой азербайджанского президента, а именно, непринятием им "имитации успехов" в переговорном процесе, Ереван может прибегнуть к провокациям с целью возобновления военных действий, а в последствии возложить всю ответственность на Баку, тем самым достичь срыва переговорного процесса, который как считают в Ереване, сегодня не отвечает национальным интересам Армении. Данный ход событий может серьезно повлиять на российско-азербайджанские, динамично развивающиеся отношения, а последствия вообще непредсказуемы.

Нагорно-карабахский конфликт - один из наиболее сложных и трудных для урегулирования, прежде всего потому, что у Армении и Азербайджана совершенно разные подходы к его решению. Позиции двух стран никак нельзя совместить без серьезных уступок, без готовности к компромиссу. Сложность состоит в том, что никто в точности не знает - до какой степени хватит терпения у Баку и будет ли когда-нибудь готов к компромиссу Ереван. В Ереване и Баку должны отдавать себе отчет, что урегулирование конфликта возможно только лишь при условии, что  найдется формула сосуществования, которая устроит все стороны. Ни Россия, ни США, ни какая-либо другая страна не выступит только на стороне Армении или только Азербайджана.

Проект  под названием"самоопределения" 90 тысячного армянского населения Нагорного Карабаха и его "безопасность" уже имеет серьезные и трагические последствия, это более тридцати тысяч погибших и сотни тысяч  беженцев и вынужденных переселенцев. Сегодня очевидно, что прагматические развязки пошли бы во благо обоим народам, чем бесплодные рамочные дискуссии вокруг двух принципов ОБСЕ ; какой из них является приоритетным: территориальная целостность или право нации на самоопределение?

Ни одно государство в мире не может похвастаться тем, что им повезло с соседями. Все конфликтовали и воевали друг с другом. Но по прошествии времени сумели выработать особую дипломатию и искусство жить рядом, жить вместе.  Государства Закавказья слишком слабы, а противоречия между ними и внутри них слишком велики, чтобы они самостоятельно могли с ними справиться. И в Кремле это прекрасно понимают. Вдобавок ко всему в политическом сообществе всех закавказских государств, за исключением, пожалуй, президента Азербайджана Ильхама Алиева и его окружения, все еще преобладают представления о том, что территориальные этнические, экономические проблемы можно решить простыми методами и решениями, прежде всего, используя силу. Выступая в Ереване в ходе своего официального визита в Армению российский президент отметил, что "пришло время совместно зарабатывать деньги", прекрасно понимая, что сегодня Армения полностью отстранена от всех региональных проектов и будущего ее участия в них, а также реализация подписанных договоров экономического блока между Россией и Арменией напрямую зависит от разблокирования ситуации в регионе Южного Кавказа, основным стопором которого является нерешенность армяно-азербайджанского конфликта. Был ли "правильно принят" мессидж российского руководителя в Ереване, покажет время. Положение на Южном Кавказе скорее всего в ближайшее время останется таким же, как и в предыдущие двадцать лет и 200 лет назад, до прихода сюда России. А именно: нестабильным, с перспективой возникновения новых конфликтов, кризисов, переворотов и войн.

Растущий экономический и политический вес Азербайджана безусловно играет огромную роль в создании стабильности и безопасности на Кавказе, а так же остужает многие горячие головы  в регионе. Азербайджан сегодня- лидер региона и принятие каких либо политических решений без учета интересов Баку мало вероятно. Россия и Азербайджан, как две кавказские страны, заинтересованные в безопасности в регионе, должны сыграть ведущую роль в кавказских делах. Эта роль предопределена как историей, так и сегодняшним экономическим потенциалом и политическим весом Москвы и Баку. Многие направления российско-азербайджанских отношений получают новый импульс в результате деловых отношений лидеров двух стран - Ильхама Алиева и Дмитрия Медведева. Можно констатировать, что у лидера Азербайджана сложились неплохие личные отношения с Д.Медведевым и В.Путиным



Самые читаемые статьи

16.03.2016 Сотрудничество между Россией и Азербайджаном вызывает серьезную озабоченность...

А.Нагиев для www.vzglyad.az


16.03.2016 Нагиев: дружба Азербайджана и Турции имеет прочный фундамент

Баку,16марта-SPUTNIK


11.03.2016 Площадка Бакинского форума - уникальная возможность для диалога о мире

Взгляд из Москвы




Аналитика

09.03.2016 Нагиев: военные маневры России на Каспии не угрожают Азербайджану

Баку,9 марта - SPUTNIK


24.02.2016 Новая страница в отношениях Баку и Тегерана.

Интервью www.sputnik.az c Директором "ФКП"  Абдулом Нагиевым


24.04.2014 В Украинском вопросе Азербайджан проводит достаточно грамотную политику

24.04.2014 Решение Кремля по Украине отразится на всех странах СНГ

Интервью «Новости-Азербайджан» с Директором  «ФКП»    Абдулом Нагиевым


05.03.2013 Персидские мотивы в азербайджанской внешней политике
В нестабильном южнокавказском регионе


Нагиев Абдул Шахович.

Директор  ФКП.

Закончил финансовый факультет Государственного экономического института, по специальности "Финансы и кредит" и Международный институт управления   по специальности "Государственное строительство и право".

 

Специалист по управлению политическими рисками в международном бизнесе. Пытается найти экономическое в политическом и политическое в экономическом.

подробнее...
Создание сайтов в студии Мегагруп
Rambler's Top100