Новости

13.11.2008 Встреча Алиева и Саргсяна. Нагорный Карабах - вокруг да около

Главная » Архив статей » 13.11.2008 Встреча Алиева и Саргсяна. Нагорный Карабах - вокруг да около

А. Нагиев, А. Чернышов 

Встреча Алиева и Саргсяна. Нагорный Карабах - вокруг да около

2 ноября 2008 года в Москве при посредничестве Президента России Дмитрия Медведева состоялась встреча Президентов Армении и Азербайджана - Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева, посвященная урегулированию конфликта в Нагорном Карабахе. По результатам встречи тремя руководителями была подписана Декларация. Текст ее достаточно туманен и прямых выводов о том, как же стороны договорились решить проблему - сделать нельзя. Некоторые политики заговорили о "профанации", о том, что Баку, Ереван и Москва создают видимость переговоров, а на деле никто не в состоянии сдвинуть проблему с мертвой точки. Конечно, текст Декларации изобилует политическими штампами и общими фразами, но попробуем что-нибудь прочесть между строк.

Самый главный и самый позитивный итог встречи, как не странно это звучит - сам факт переговоров. Состоялся диалог между лидерами конфликтующих государств и это -несомненно шаг вперед в переговорном процессе. Последнее время разные политические деятели, как в Армении, так и в Азербайджане, много высказывались по проблеме Нагорного Карабаха. В основном вся риторика строилась на бескомпромиссных заявлениях и обвинениях другой стороны, переговоры же на уровне глав государств не проводились уже давно. Можно, конечно, вспомнить встречу Алиева и Саргсяна в Санкт-Петербурге 6 июля на неофициальном саммите стран СНГ, но та встреча прошла в тени более масштабного мероприятия и ее итогом были только устные договоренности: продолжить совещания на уровне министров и международных посредников. В этот раз состоялся разговор глав государств и ими был подписан итоговый документ, который получил широкий международный резонанс и оживил интерес к самой проблеме.

Крайне важны были эти переговоры для России и, пожалуй, Кремль больше всего от них выиграл. После войны за Южную Осетию Медведев получил отповедь от своих западных партнеров, и в этой ситуации ему было крайне важно поправить свой имидж, как руководителя неагрессивной державы, показать всем, что Россия всегда стремиться только к миру и ей не нужна нестабильность в регионе. Здесь Медведева устраивал просто сам факт переговоров, как альтернативы грузинской конфронтации. Конечно, лучшим вариантом было бы на деле сдвинуть переговоры с мертвой точки или хотя бы получить письменные заверения сторон об отказе от применения силы, но и такой результат на начальном этапе Кремль вполне устраивает. Россия ловко перехватила инициативу на Кавказе у других международных посредников, закрепляя свои позиции в регионе не только с помощью военной силы. Желающих получить политические "бонусы" на конфликте в Нагорном Карабахе предостаточно: это и Америка с ее национальными интересами во всех уголках земного шара и Европа. В последнее время самостоятельную позицию обозначила Турция. Немного дистанцировавшись от Америки и НАТО, она явно претендует на роль регионального лидера. В этой всеобщей борьбе за Кавказ и, в частности, за влияние в поднимающемся Азербайджане, с его экономическим, нефтяным потенциалом, Россия может оттеснить конкурентов, но при условии, если продолжит посредническую миссию в разрешении нагорнокарабахского конфликта и, главное, откажется от явной поддержки одной из сторон, как это было раньше.

Договаривающиеся стороны заявили, что собираются создать "благоприятные условия для экономического развития и всестороннего сотрудничества в регионе". Это не пустые слова, как может показаться сначала, по крайней мере для Ильхама Алиева. Предыдущие высказывания азербайджанского лидера ясно свидетельствуют, что он будет пытаться решить проблему Нагорного Карабаха, в том числе и путем экономического сотрудничества в регионе, вовлекая Ереван в финансовую орбиту азербайджанского бизнеса. Алиев хочет доказать Армении, что дружить с ним гораздо выгоднее чем ссорится и что даже некоторые уступки в споре за Нагорный Карабах могут быть для Еревана экономически оправданы.

Конечно, основные договоренности между Алиевым и Саргисяном остались за пределами Декларации. Широкой общественности такие интимные вещи сразу не показывают, только когда все вопросы полностью согласованы. Но это конечно не значит, что разговор был настолько абстрактным, как это записано в итоговой Декларации. О чем же могли говорить главы государств за закрытыми дверями?

В дальнейшей судьбе Нагорного Карабаха сторонам пока сложно найти точки соприкосновения. Видимо разговор шел в первую очередь о семи районах так называемой "буферной зоны" вокруг Нагорного Карабаха, которые сейчас контролирует армия Армении. Первой ощутимой победой Ильхама Алиева было бы восстановление в этих районах юрисдикции Азербайджана. При этом Ереван наверняка не против в перспективе отдать часть из них соседу, в идеале при согласии последнего на самоопределение жителей Нагорного Карабаха.  Саргсян понимает, что никаких оправданий присутствия на этой территории армянской армии нет и быть не может, кроме ссылок на возможную агрессию Азербайджана, исключением, конечно, является "Лачинский коридор", связывающий Армению с Нагорным Карабахом. С другой стороны - это отличная разменная карта в колоде Еревана, которой можно будет пожертвовать только в обмен на ощутимые уступки со стороны Баку. Перед нами классический "израильский сценарий" со своими "Голанскими высотами". Поскольку позиции Армении сейчас очевидно слабее, Ереван не может требовать уступок от Алиева, но может постараться подороже обменять свой единственный козырь.

Какие же могли быть компромиссы, за исключением согласие Азербайджана на независимость Нагорного Карабаха, что для Алиева совершенно не приемлемо. Ереван очень бы хотел привлечь к переговорам третью заинтересованную сторону - руководство непризнанного Нагорного Карабаха и, тем самым, обозначить спорную область как субъект переговоров, а не только как объект, надеясь, что в дальнейшем это облегчит разговор о самоопределении непризнанной республики. Судя по всему, и здесь Ильхам Алиев не намерен идти на уступки. Он надеется получить хотя бы часть районов "зоны безопасности" без всяких условий со стороны Еревана. Это крайне показательный пример. По тому, как решится вопрос о территориях никогда не входивших в НКАО, можно будет определить силу позиций каждой из конфликтующих сторон, прежде чем разговор зайдет о самом Нагорном Карабахе.

Несмотря на то, что Декларация подписана обеими сторонами конфликта, Алиев и Саргсян в дальнейшем будут трактовать ее в свою пользу. Это касается в первую очередь фразы о том, что стороны будут способствовать разрешению конфликта "на основе принципов и норм международного права". Опять продолжится старый спор о том, какая норма международного права превалирует. Право народов на самоопределение или постулат о нерушимости границ. Спор это вечный, как о первенстве яйца и курицы и не имеет перспективы быть решенным в рамках того же международного права, уж так "хитро" оно составлено.

В Декларации от 2 ноября нет главного - обязательства сторон не применять силу при решении конфликта. Этот пункт ожидали увидеть многие политологи и политики, в том числе и российские, в свете недавних событий в соседней Грузии. Вспомним, как Дмитрий Медведев добивался в свое время таких обещаний от Грузии, но не получив их, заявил на весь мир, что Саакашвили готовится к агрессии. Не приходится сомневаться, что и на этот раз основные усилия российская сторона направила на увещевание Алиева и Саргсяна дать письменное обещание не применять оружия. Включение такого пункта дало бы Москве очень сильные позиции как успешного переговорщика в кавказском регионе, но стороны ограничились расплывчатым: "способствовать... обеспечению установления в регионе обстановки стабильности и безопасности путем политического урегулирования". При желании конечно можно прочитать "политического урегулирования" как "мирного, не военного урегулирования", но в политике каждое слово имеет свою цену, и такая формулировка дана не просто так. Это конечно наводит на печальные рассуждения, но может оказаться просто еще одним проявлением решимости сторон отстаивать до конца свои позиции, а не сигналом к началу военных действий.

Отсутствие прямого отказа от применения силы огорчает еще и тем, что это был пожалуй единственный возможный "прорыв" на переговорах 2 ноября. Никто же не ожидал, что стороны встанут из-за стола с готовым рецептом по Нагорному Карабаху или хотя бы договорятся о совместном плане урегулирования. Сам факт личной встречи Президентов уже небольшой шаг вперед, и большинство политологов ожидали именно такой, "безрезультативной" Декларации, но была надежда, что сделав выводы из грузинского "урока" конфликтующие стороны проявят мирную инициативу. Ничего страшного. Не случилось в этот раз, будем надеяться, подпишут на следующей встрече. В любом случае решение настолько болезненного для обоих государств спора быстро найдено не будет. Территориальные разногласия, процесс долгий и мучительный, как выводить камни из почек. Долгие страдания, а результат всегда песчинка. Тут главное не останавливаться и действовать по принципу достижения "малых целей". Иначе даже небольшой успех достигнутый 2 ноября быстро забудется и в "почках" накопятся новые "камни", которые стороны начнут метать друг в друга с новой силой.



Самые читаемые статьи

16.03.2016 Сотрудничество между Россией и Азербайджаном вызывает серьезную озабоченность...

А.Нагиев для www.vzglyad.az


16.03.2016 Нагиев: дружба Азербайджана и Турции имеет прочный фундамент

Баку,16марта-SPUTNIK


11.03.2016 Площадка Бакинского форума - уникальная возможность для диалога о мире

Взгляд из Москвы




Аналитика

09.03.2016 Нагиев: военные маневры России на Каспии не угрожают Азербайджану

Баку,9 марта - SPUTNIK


24.02.2016 Новая страница в отношениях Баку и Тегерана.

Интервью www.sputnik.az c Директором "ФКП"  Абдулом Нагиевым


24.04.2014 В Украинском вопросе Азербайджан проводит достаточно грамотную политику

24.04.2014 Решение Кремля по Украине отразится на всех странах СНГ

Интервью «Новости-Азербайджан» с Директором  «ФКП»    Абдулом Нагиевым


05.03.2013 Персидские мотивы в азербайджанской внешней политике
В нестабильном южнокавказском регионе


Нагиев Абдул Шахович.

Директор  ФКП.

Закончил финансовый факультет Государственного экономического института, по специальности "Финансы и кредит" и Международный институт управления   по специальности "Государственное строительство и право".

 

Специалист по управлению политическими рисками в международном бизнесе. Пытается найти экономическое в политическом и политическое в экономическом.

подробнее...
Создание сайтов в студии Мегагруп
Rambler's Top100